Актуальность: Необходимость обновления и улучшения качества подготовки педагогов к аттестации. Выход на новый уровень мотивации – самоменеджмент педагога.
Новизна: В быстро меняющихся условиях жизни нашего общества система образования включает в себя изменение подходов к самообразованию педагогов, разработку оптимальной модели развития индивидуально-творческой личности педагога, которое предполагает: овладение научным стилем мышления, умение проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс по предмету обучения.
Цели:
- Повышение профессиональной компетентности педагога.
- Непрерывное, научно обоснованное, диагностико - прогностическое слежение за процессом и результатом собственной деятельности.
- Целенаправленная и непрерывная подготовка к аттестации.
Задачи:
- Учёт задатков и возможностей педагога по мониторингу профессиональной деятельности и составление на этой основе плана самообразования.
- Своевременное выявление нарушений в ходе учебно-воспитательного процесса и их адекватное исправление.
- Своевременное выявление достижений в ходе учебно-воспитательного процесса, анализ условий, обобщение опыта
- Профилактика физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов субъектов учебно-воспитательного процесса.
- Освоение новейших достижений педагогической науки и практики по личностно-профессиональному развитию педагогов.
Мониторинг профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период
Сегодня политика в области образования направлена на целесообразное и оптимальное использование педагогических кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой, опытом и личными возможностями, на формирование у них потребности в профессиональном развитии и предоставление им возможности для профессионального роста и продвижения. Активно проводится поиск новых подходов, в том числе экономических и стимулирующих профессиональное развитие кадров. Одним из таких способов является аттестация педагогических кадров.
В связи с этим мы хотим поделиться с опытом работы методического объединения естественно-математического цикла по личностно-профессиональному развитию педагогов, в частности познакомим с формой документа, с которой предстоит работать в межаттестационный период. Этот документ называется «Мониторинг профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период».
Под мониторингом понимается организация процесса наблюдения за каким – либо процессом, состоянием в течении длительного времени. В данном случае – это самонаблюдение за процессом и результатом собственной деятельности, в том числе и за личностно – профессиональным развитием (самоменеджмент). По мнению многих Ваших коллег, прошедших процедуру аттестации, несмотря на ряд положительных сторон, имела существенный недостаток: недостаточную связь с практической повседневной работой педагога, не выходил на результат педагогического труда (вклад педагога в развитие учащегося).
Предлагаемая форма мониторинга имеет следующие положительные стороны:
- максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, отражает уровень Вашей педагогической практики, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации;
- ориентирует на развитие таких профессионально значимых качеств как педагогическая рефлексия, самоанализ, критичность мышления, организованность;
- позволяет планировать собственную профессиональную деятельность на достаточно продолжительный промежуток времени (межаттестационный период), равномерно распределив усилия, направленные на личностно – профессиональное развитие (самоменеджмент);
- механизм осуществления мониторинга демократичен, так как построен на самооценке деятельности.
Проблемой нашего МО в этом году является «Психологизация образовательного процесса, как здоровьесберегающий фактор в обучении». До этого мы работали по моделированию образовательной среды, развивающей личность ученика. При этом столкнулись с необходимостью выявления траектории развития личности ученика, мотивационной характеристикой которого является выход на новый уровень мотивации – саморазвитие учащегося. Это и повлекло за собой составление мониторинга профессиональной деятельности педагога. Мотивационная характеристика: выход на новый уровень – самоменеджмент педагога.
Содержание мониторинга отражает квалификационные требования к категориям и реализует блочно-модульный подход. (Модуль 1.)
Блок 1. Профессионально-личностный потенциал. (ПЛП специальные психофизиологические требования профессии).
Блок 2. Предметно-профессиональная компетентность (ППК).
Блок 3. Повышение квалификации (ПК).
Блок 4. Продуктивность.
Работу над мониторингом в течение года условно можно разделить на 4 этапа.
I Прогностический этап.
Включает оценку своего личностно-профессионального потенциала, предметно-профессиональной компетентности, продуктивности и работы над повышением своей квалификации по модулю 1, а также по модулю 2 «Специальные педагогические способности учителя-предметника».
На основании полученных результатов самооценкой определяется профессиональный рейтинг педагога и составляется персонограмма. На персонограмме как на диаграмме можно «увидеть» сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности. При определении своего профессионального рейтинга следует оценить качество функциональной деятельности по 5-ти балльной шкале: ОВ – очень высокий 5б., В – высокий 4б., С – средний 3б., Н – низкий 1б., ОН – очень низкий 2б. Максимальный суммарный балл – 275б. На основании полученных результатов самооценки и с учетом успехов и неудач в предыдущем учебном году, потребностей учащихся, родителей, тенденций развития ОУ, региональной системы образования осуществляется целепологание в различных аспектах профессиональной деятельности. После этого предстоит разработать программу саморазвития, «Обозначить» педагогические технологии, которые нужно реализовать в этом учебном году или в межаттестационном периоде и спргогнозировать результат образования, который хотелось бы получить (качество образования, динамика развития учащихся и т.д.). представленную деятельность можно назвать педагогическим проектированием.
II. Технологический этап, заключается в отслеживании, реализации намеченной на год программы деятельности. На этом этапе необходимо вносить данные о результатах олимпиад, ЕГЭ, контроля качества образования, реализация обеспечивающих педагогических технологий, об участии творческой деятельности (педагогических чтениях, семинарах и т.д.), о результатах педагогических исследований внедрения передового пед. опыта. К отчету могут быть приложены справки об апробации, внедрении, статьи, тезисы выступлений, данные диагностики и т.д. Эта деятельность может осуществляться в всего учебного года.
I. Аналитический этап.
На этом этапе в конце учебного года заполняются таблицы блока «Продуктивность», а также составляется небольшой аналитический отчет за год предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами саморазвития.
II. Аналитический отчет.
На основании годовых аналитических отчетов в последний год межаттестационного периода составляется аналитический отчет за межаттестационный период и предоставляется для оценки аттестационной комиссии.
Подробно остановимся на модуле 1 «Мониторинг профессиональной деятельности педагога». Он состоит из 4-х блоков, где зафиксированы наиболее значимые профессиональные качества.
Блок 1. Профессионально-личный потенциал.
1. Способность развитию здоровья (с/о-самооценка).
2. Тип темперамента (тест).
3. Образование.
4. Педагогический стаж.
5. Квалификационная категория.
6. Интеллектуальный уровень (тест).
7. Ответственность в работе (с/о).
8. Удовлетворенность профессией (тест).
9. Профессиональная работоспособность (с/о).
10. Темп развития (с/о).
Блок 2. Профессионализм.
III. Предметно-профессиональная компетентность.
1. Параметры выполнения учебной программы. (базовый -часть А, повышенный -часть В, высокий -часть С.)
2. Владение методикой обучения (профессиональный способ достижения цели).
3. Стиль педагогической деятельности (попустительский, авторитарный, демократический).
4. Уровень технологии педагогического общения ( микро уровень, мезо уровень, макро уровень).
5. Научно-методический уровень (определяется по должности и деятельности; к. п. н., зам. Директора по н. р., руководитель МО, НОУ, элективных курсов).
6. Рейтинг предмета (тест).
7. Степень самодеятельности (простейшая воспроизводящая, частично-поисковая, творческая самостоятельность).
8. Регуляция действия (скорость включения в работу, выполнение заданий, переключение на другой вид работы).
9. Планирование траектории развития личности ученика по предмету обучения.
10. Моделирование образовательной среды по предмету обучения.
IV. Внеурочная деятельность.
1. Регулярность дополнительных занятий (охват посещаемость).
2. Кружки (охват регулярность).
3. Факультативы (охват, качество обучения).
4. Недели (предметные, МО, их регулярность и заинтересованность).
5. Дополнительное образование (ЗМШ «Дьо5ур», «Авангард», «Абитуриент», «ВЗМШ», летние и зимние школы «Дьо5ур», «Ленский край», летние интеллектуальные лагеря и т.д.).
6. Научная организация учащихся (охват, результативность).
7. Работа кабинета (оснащенность, посещаемость).
8. Работа в летнем лагере.
9. Творческая способность (развитие творческих способностей учащихся, творческая способность учителя).
10. Общественная работа (социальная ответственность, организаторские способности).
Блок 3. Повышение квалификации
I. Охват курсами ПК, семинарами.
II. Участие в педагогических чтениях (внутришкольные, улусные, республиканские, результативность).
III. Участие в работе МО (откликаемость, сотрудничество, выполнение функциональных обязанностей члена МО).
IV. Участие в экспериментальной работе (Личный вклад, желание самосовершенствоваться).
V. Систематизация опыта (Этапы профессионального становления Самоменедмент педагога, портфолио и др.).
VI. Повышение общей культуры.
VII. Повышение профессионализма в психолого-педагогической области.
VIII. Повышение знаний по своему предмету.
IX. Совершенствование методике преподавания.
X. Совершенствование культуры делопроизводства и ведения школьной документации.
XI. Участие в конкурсах, смотрах (внутришкольные, улусные, республиканские).
XII. Обмен опытом (выступления, мастер-классы, творческие отчёты, авторские семинары, курсы).
XIII. Публикации (перечень, число стр.).
XIV. Разработки (ОУ, УУО, ИПКРО ).
XV. Наставничество (откликаемость, сотрудничество).
Блок 4. Продуктивность.
1. Обученность учащихся (сводная таблица «Продуктивность: качество образования»).
2. Воспитанность учащихся (на уроках, внеклассных мероприятиях по предмету обучения) с/о.
3. Итоги олимпиад (улусные, региональные, республиканские).
4. НПК «Шаг в будущее» (участие, результативность).
5. Выбор экзамена учащихся.
6. Результаты ЕГЭ, ФЦТ (аттестационные).
7. Поступление выпускников (с выбором экзамена по предмету обучения).
8. Нацеленность на конечный результат – на модель выпускника школы(с/о).
9. Уровень продуктивности деятельности учителя (репродуктивный, адаптивный, локально моделирующий, системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) с/о.
10. Рейтинг профессиональной деятельности (с/о).
В современных школах все более популярной становится идея создания и презентации портфолио. В последний год аттестации составляется аналитический отчет за межаттестационный период, оформляется портфолио и предоставляется для оценки в аттестационную комиссию.
Таким образом, у нас ведется поиск новых подходов для формирования у педагогов потребности в профессиональном развитии и предоставлении им возможности для профессионального роста и продвижения.
Использованная литература
1. Научно-практический журнал «Завуч» № 4 - 2005 г.
2. Мониторинг профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период. МО и ПО Свердловской области. Институт развития регионального образования.
3. Б.Б. Айсмонтас «Педагогическая психология». Схемы и тесты. Москва, Владос-пресс, 2002 г.
4. Журнал «Народное образование Якутии» № 3 – 2005 г. Мониторинг функционирования и развития образовательного учреждения (сборник материалов по экспериментальной работе Сатагайской СОШ) г. Якутск, 2006
|