Четверг, 26.06.2025, 08:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Управление персоналом в общеобразовательном учреждении

Создание педагогами, воспитателями психологического комфорта младших школьников
13.11.2010, 13:54
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития общества является целью и критерием успешности образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов, воспитателей и родителей школьников способствует процессу приспособления учащихся к школьному обучению, доброжелательному отношению учащихся с одноклассниками, педагогами школы.
Психологический климат в классе связан с эмоциональной деятельностью учащихся.
Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, например, умение без помощи учителя перейти от формулировки учебной задачи к определению учебных действий , затем к приемам проверки выбранного пути решения.
Эмоции образуют атмосферу психологического, эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие психологической атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения и воспитания учащихся.
С целью создания психологического комфорта младших школьников в МОУ «Усть-Нерская основная общеобразовательная школа с коррекционными классами», педагоги и воспитатели в своей работе ориентируются на снижение напряжения у обучающихся, достижения согласия обучающихся с окружающими и с самим собой.
Предлагаю вашему вниманию упражнения, игры, которые вы можете применять уважаемые коллеги, на коррекционно-развивающих уроках, в группах продленного дня с целью создания психологического комфорта младших школьников и коррекции взаимоотношений в классном коллективе обучающихся.
Упражнение «Красивое имя»
Цель: повысить уровень самопринятия, самооценки у учащихся.
Ребенку предлагается написать свое имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы получилось ярко и красиво.
Игра «Разожми кулак»
Цель: показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение к друг другу.
Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль педагога в этой игре состоит в том, чтобы на собст- венном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые слова, спокойное, доброже­лательное обращение к друг другу (разжимает кулак любому ребенку, используя уговоры, ласковые слова и др.).
Упражнение «Испуганный ежик»
Развивает умение устанавливать контакт с учащимися, вызывая доверие у учащихся.
Один из детей изображает испуганного ежика (ежик маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки). Задача других детей - уста­новить контакт с ежиком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (дети могут погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.)
Игра «Если 6ы я был...»
Развивает ассоциативное восприятие.
Педагог, предлагая различные темы, задает детям вопросы по кругу Если бы ты был животным, то каким? А цветком, цветом, ветром? IIo возможности педагог уточняет некоторые характеристики выбираемо го о6раза (добрым, злым, вялым, ярким и др.).
Упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: оказание поддержки друг другy.
В центр ставится стул. На него садится ребенок: Чтобы развеселить царев- ну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах. Упражнение повышает самооценку учащихся.
Игра «Водяной»
Развивает тактильные ощущения.
Дети становятся в круг и выбирают водящего — Водяного. Водяной садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со слова- ми: Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, Мы по берету идем, хоровод большой ведем. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной! Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребенка, то тот, кого узнали, становится Водяным и игра повторяется.
Упражнение «Приветствие»
Создает положительный эмоциональный фон в классе.
Детям предлагается представить, что они разучились говорить, а могут толь- ко петь. Например: ребенок поет свое имя другие повторяют и др. Упражнение «Это мое имя» Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он мог бы дать свое имя. После того как дети сделали выбор, они по очереди объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его положительные стороны и недостатки.
Игра «Наши имена и что они означают»
Цель упражнения: показать разнообразие имен, обратить внимание учащихся на отличительные особен­ности каждого имени.
Учитель, воспитатель просит детей по очереди назвать свои имена, после чего предлагает послушать, что означают их имена, каково их происхождение. Дети передают по кругу игрушку, называя свои имена в уменьшительно-ласка­тельной форме.
Игра « Ветерок»
Цель игры : обратить внимание учащихся на сходство между людьми, подготовить детей к работе на занятии.
Дети стоят за кругом, в центре круга стоит ведущий. Ведущий. Ветер дует на... (называет какую-то свою особенность: внешность, одежду, характер, поступки и др.) тек, у кого голубые глаза . После слов ведущего дети, у которых тоже есть названная особенность, должны сесть на стул и занять свобод­ное место. Тот кому не досталось места, становится ведущим.
Игра «Интервью у дракона»
Закрепляет положительные способы общения.
Учитель предлагает учащимся представить, что им нужно взять интервью у сказочного персонажа, например дракона. Причем дракон имеет семь голов и каждая голова нахо­дится в разном настроении. Семь ребят, изображают каждую из голов дракона. Задача детей выразить настроение головы, которую он изоб­ражает. За каждую голову дракона отвечает каждый из ребят. Остальные участники игры должны угадать какое настроение было у каждой из голов дракона.
Упражнение «Пион и колючий ежик»
Упражнение активизирует внимание детей на положительных и отрицательные ка­чествах друг друга.
Ученику даются два предмета или картинка: пион и игрушка «Ежик». Он должен их подарить любому другому участнику со словами: «Я дарю тебе пион за то, что...» (выделяется положительное качество, то, за что можно любить человека) и «Я дарю тебе колючего ежика за то, что...» (выделяется то, что в участнике не нравится). Тот, кто получил эти предметы, дарит их следующему. В конце упражнения дети обсуждают, кто не согласен с тем что получил ежа, что было приятнее получать ежа или пион.
Игра «Я - президент»
Игра помогает учащимся понять какая ответственность может лежать на одном человеке.
Выбирается один игрок на роль президента. Остальные выполняют роль его помощников. Задача «президента» - издать какой-либо закон, который он считает самым важным и главным. Остальные участники должны обыграть возможные последствия после вступления в силу этого закона. Например : запретить все школы. Помощники обыгрывают как повар в кафе готовит блюдо по рецепту, который он не в состоянии прочитать – или прочел с ошибками. Что в результате получиться и др. После пересмотра отрицательных последствий от издания закона, «президент» должен издать новый закон, который мог бы исправить сложившееся положение, но одновременно он не может уже запретить тот приказ, который издал раннее. Например: в ситуации о поваре, можно придумать закон, который будет обязывать повара пробовать все приготовленные блюда, «президент» может приказать питаться только растительной пищей.
Упражнение «Браво»
Повышает самооценку учащихся.
Участники сидят в кругу. В центр круга ставится стул, приглашается один из участников (по желанию). Остальные дарят ему бурные аплодисменты. Положительный психологический климат в классе оказывает существенное влияние на протекание всей деятельности обучающихся, в том числе и учебной. В особой мере учителю, воспитателю надо заботиться о создании или восстановлении положительного психологического климата в классе.
 
Литература:
1. Дилео Д., Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Эксмо-пресс, 2001 г.
2. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»\ Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике. А.Цайри. - № 4, Изд-во «Первое сентября», 2007 г.
3. Никушкина Н., Социализация детей-сирот. Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2007 г.
4. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. – М.: Институт психотерапии, 2004 г.
Категория: Управление персоналом в общеобразовательном учреждении | Добавил: uvr
Просмотров: 3459 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова