Четверг, 26.06.2025, 05:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Управление современной школой в рыночных условиях

Якутская городская коммерческая школа
22.11.2010, 06:55
Начало 90-ых годов. Сложившаяся система народного образования с ее жестким централизованным определением содержания обучения не позволяла в должной мере осуществлять дифференцированный подход к обучению, не учитывала ни регионально-национальных особенностей, ни природно-климатических, а вместе с ними и социально-психологических особенностей населения, ни новых экономических условий. Таким образом, единая система образования перестала работать в режиме развития. Но в то же время в России инновационное образовательное движение набирало силу. Школа становилась сферой социального поиска, лабораторией реформы. Образовательные учреждения получили некоторую
самостоятельность в выборе учебных планов, программ, форм и методов обучения.
Открытие Якутской городской коммерческой школы не было заложено в городском бюджете. Зав. ГОРОНО Михайловой Е.И. надо было проявить решительность и настойчивость в осуществлении идеи ЯГКШ. Сразу возникли проблемы со зданием, обеспеченностью мебелью, учебниками и прочие. Только благодаря смелости Евгении Исаевны ЯГКШ открылась 1 сентября 1991 г., не имея даже собственного здания. Первые полтора года школа размещалась в бывшем здании школы №3. И только в марте 1992 г. был подписан приказ о передаче освободившегося здания по адресу ул. Ярославского, 14 коммерческой школе. За прошедшее время ЯГКШ стала
одним из известных учебных заведений в городе, приобрела авторитет среди родителей, учащихся и педагогической общественности. В 1997 г. ЯГКШ стала экспериментальной площадкой федерального уровня по проекту "Индивидуализация обучения на основе личностно-ориентированных учебных планов". Все идеи, которые педагогический коллектив школы  претворял в жизнь, находили поддержку Евгении Исаевны. Это и создание 12 класса, классов-спутников в городских и улусных школах, информационно-библиографического центра, и внедрение передовых педагогических технологий.
Подводя итоги 10-летнего развития, можно сказать, что сегодня Якутская городская коммерческая школа:
- обеспечивает учащимся третьей ступени завершение общего среднего
образования на основе Государственных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений, а также для лицеев и гимназий по профильным предметам;
- формирует учебный план для подготовки учащихся к поступлению на экономические, юридические, естественные факультеты Высших учебных заведений;
- дает углубленный уровень подготовки по английскому языку, расширенный уровень по математике, информатике и вычислительной технике, литературе, русскому языку, истории, биологии, химии, физике, которые являются ведущими для выбранного профиля обучения, а также дает второй иностранный язык (французский и немецкий) на базовом уровне;
- дает основы профессиональных знаний в зависимости от выбранного профиля обучения через спецпредметы, осуществляя раннюю профилизацию в соответствующей области знаний;
- проводит систематическое отслеживание психофизического и интеллектуального развития обучающихся с помощью психологической, валеологической, медицинской служб ЯГКШ.
Коммерческая школа создавалась как школа третьей ступени (9-11 классы). Однако время показало, что методически целесообразно начинать обучение с 8-го класса. В 1998 г. состоялся первый набор в 8 класс. Следует отметить, что за эти годы сложилась определенная система отбора учащихся в школу, которая включает в себя психологическое тестирование, экзамены по русскому языку и математике и собеседование. Психологическое тестирование позволяет выявить структуру интеллекта учащегося, общий уровень способностей, который должен быть достаточным для усвоения углубленной и расширенной учебной программы. Собеседование определяет наличие профессиональных планов у ученика и его семьи, начальный уровень представлений о будущих профессиях, профессиональные склонности и интересы школьника, осознанность выбора. Если вначале школа была ориентирована только на экономические специальности, то с 1994 г. спектр профильных классов расширился: с учетом социального заказа был открыт юридический класс, а в 2000 г. естественно - научный.
Итоги поступления выпускников коммерческой школы за 1993-2000 гг. говорят о том, что до 80 % выпускников каждый год поступают в ВУЗы по профилю школы.
Коммерческая школа последовательно решает проблему усвоения учащимися содержания общего образования как базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений. Стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, то есть опора на активную познавательную деятельность учащихся с учетом их профессиональных склонностей и интересов. Основной целью Якутской городской коммерческой школы является не просто натаскивание школьников для поступления в ВУЗы, а формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.
Основные направления воспитательной работы в школе включают в себя программы "Интеллект", "Здоровье", "Общение", "Досуг". Большое значение в реализации Концепции имеют традиционные праздники коммерческой школы, которые не только создают чувство общности всего коллектива ЯГКШ, но и способствуют приобщению к народным традициям, духовному наследию прошлого.
В число общих инноваций школы входят:
1. Технология определения уровня обученности учащихся по методике Никонова.
2. Семестровая система обучения (5 семестров за учебный год).
3. Система сдачи дифференцированных и недифференцированных зачетов после каждого семестра по предметам.
4. Введение сдвоенных уроков (учебных пар).
5. Кафедральная система как учебно-методическое объединение учителей-предметников.
6. Допрофессиональная подготовка по профилям: юриспруденция, банковское дело, менеджмент, естественно - научный.
7. Введение компонентов вузовской системы обучения: уроки-лекции, уроки-семинары, зачеты, семестровые экзамены.
8. Введение спецкурсов по выбору как системы дополнительного образования.
9. Введение института кураторства.
10. Валеологизация всего учебно-воспитательного процесса.
11. Гуманитаризация образования через преподавание философии, истории религии, психологии, техники речи, стилистики, политологии, журналистики.
12. Внедрение модульной технологии, проектного обучения.
13. Создание информационно-библиотечного центра, автоматизация библиотеки.
14. Тематический учебный план класса.
Инновационное поле школы расширяется также за счет внедрения частных предметных инноваций. Концепция развития системы образования Республики Саха (Якутии), разработанная под руководством Министра образования PC (Я) Е.И. Михайловой, ставит перед школой новые задачи. Педагогический коллектив Якутской городской коммерческой школы
вступает в новое тысячелетие полным творческих сил и педагогического оптимизма.
 
Литература:
1. Сборник материалов «Якутская коммерческая школа-лицей» под редакцией Аргуновой Е.В. и Татариновой С.С. Якутск. 2001.
2. Интернет-ресурс www.school.ru
Категория: Управление современной школой в рыночных условиях | Добавил: uvr
Просмотров: 1479 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова