В современном обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно-обоснованные подходы к обучению детей с нарушениями в развитии. Категория детей с нарушениями в развитии – это дети с особыми образовательными потребностями, для которых актуальна интеграция в культурно-образовательное пространство с учетом региональных возможностей.
Создание культурно-образовательного пространства как необходимого условия развития личности обучающихся является базовым для модели образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. Данная модель образовательного процесса определяет, что обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями будет успешной при преобразовании школьной среды в реабилитационное культурно-просветительное пространство. Реабилитационное культурно-просветительное пространство позволит осознать приоритет развития личности ребенка на удовлетворение его базовых потребностей в защищенности; в уважении и любви; в активной деятельности во взаимодействии со всеми учреждениями культуры и образования; в определении доступности широкого спектра социальных услуг для всех категорий детей.
Составляющими модели образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в обучении и воспитании являются:
- систематическое психолого-педагогическое изучение личности ребенка;
- ведение мониторинга индивидуальной траектории развития ребенка по обучению и воспитанию на протяжении школьного обучения;
- организация комплексной помощи всеми специалистами из области здравоохранения, системы специального образования и социальной защиты в интересах ребенка;
- отслеживание результативности комплексной помощи с совместным ведением диагностического паспорта каждого ребенка;
- организация форм обучения адекватным возможностям и состоянию ребенка: классного, группового, индивидуального;
- для социализации детей значимой является внеклассная деятельность в режиме школы полного дня, сочетая свободную игровую, учебную и трудовую деятельность учащихся, создав для них условия, близкие к домашним. [2]
Функционирование модели образовательного процесса с коррекционно-развивающей направленностью требует определенных управленческих действий, обеспечивающих комплексную психолого-медико-педагогическую поддержку учебной и внеклассной деятельности обучающихся.
Основную задачу по обучению и воспитанию данной категории детей мы видим в развитии практического интеллекта – формирования умений и навыков, обеспечивающих уровень самостоятельности, достаточный для реальной жизни. Задачей учителя является организация учебного процесса, ориентирующая обучение на «зону ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) каждого ученика, определяемую диагностикой уровня его развития [1].
Развитие практического интеллекта происходит на основании интеллектуальных возможностей детей, что требует индивидуализированного и дифференцированного подхода к каждому ученику с особыми образовательными потребностями. Организация индивидуализированного подхода указывает на направления в деятельности специальной (коррекционной) школе УШ вида.
Первое направление предусматривает обучение детей, способных освоить программу специальной (коррекционной) школы УШ вида; Второе направление включает в себя классы развития «особый ребенок»; Третье направление определяет постшкольное сопровождение: процесс социализации выпускников школы в возрасте старше 18 лет с подбором индивидуального маршрута развития.
В модели образовательного процесса центральным звеном является – ребенок с особыми образовательными потребностями . В рамках инновационной деятельности по социализации мы выделяем три уровня:
- первый уровень – это семья: именно в семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консультативной поддержки семьи;
- второй уровень – это школа: в которой осуществляется комплексный процесс образования, воспитания и развития на трех отделениях школы; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическая помощь семье;
- третий уровень – это программы социальной интеграции, включающей программы: «Особый ребенок», «Взаимодействие со СМИ», «Диалог: школа и семья, школа и меценаты» и другие.
Таким образом, модель образовательного процесса является оптимальной моделью комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями с учетом возможностей региона.
Литература:
1. Афанасьев А.Е., Данилов Д.А. Профильная дифференциация в сельской школе. Новосибирск: Наука, 2004.С190-214.
2. Данилов Д.А. Служение педагогической науке. – М.: Образование и Информатика, 2007.- С. 20.
|