В процессе формирования у школьников ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории особое место принадлежит школьному краеведению. Краеведение в школе - это действенная форма обогащения учащихся знаниями о своем родном крае, прекрасное средство воспитания наблюдательности, инициативы, любви и уважения к традициям своего народа. Систематические краеведческие наблюдения и исследования способствуют проявлениям чувства уважения к традициям своего народа, любви к родному краю. Как показывает опыт, во время систематических занятий в школьном музее происходит формирование мировоззрения, развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, развитие личности, способной к самоактуализации и самореализации в новых социокультурных условиях.
С целью патриотического и гражданского воспитания нами была разработана программа «Использование краеведческого материала на уроках истории», которая реализуется в течение учебного года в школьном музее имени Сэсэна Боло, известного в республике собирателя устного народного фольклора, сказителя и историка, выходца из села Ожулун. Музей был построен силами односельчан, материал собирали всем селом по крупицам. Большую помощь в сборе фактического материала оказали школьники-искатели. Задачами историко-краеведческого обучения в школьном музее являются: привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности и собирательской работе, создание условий для творческого развития и гражданского становления детей, развитие профориентационной мотивации в процессе краеведческой деятельности.
В процессе педагогической деятельности применялись теоретические разработки и основные положения работ по историческому образованию в России Е.Е. Вяземского, А.Ю. Головатенко, М.В. Коротковой, О.Ю. Стреловой и.др. В последние годы издан ряд интересных исследований по проблеме творчества учащихся – это работы В.Г.Разумовского, И.Л.Лернера и др..
Взаимодействие музея и школы привело к созданию новой организационной структуры – музея как образовательного пространства. Взаимодействие музея с социумом наслега дало появление новой образовательной программы «Музейная педагогика».
Музейная педагогика является смежной дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии. Одним из основополагающих понятий музейной педагогики является музейное образование. Без понимания его специфики невозможно разобраться в том, какое место должны занимать музеи в системе общего образования. В центре нашего внимания находятся образовательная и воспитательная функции музеев.
В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы:
1. Интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает.
2. Комплексность как включение всех каналов восприятия: чувственная, логико-аналитическая, психомоторная.
3. Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобре- тение умений на основе специально разработанных программ.
Попытаемся сформулировать некоторые другие принципы, которых придерживаемся мы для эффективного осуществления образовательных программ школьного музея:
1. Принцип информационности, наглядности (расширение чувственно-эмоционального опыта, активная познавательная деятельность учащихся).
2. Принцип пространственного перемещения (уроки-экскурсии, походы, рейды, выступления в сельском клубе, работа в архивах и библиотеках, игровая, творческая деятельность).
3. Принцип научности (организация научно-исследовательской деятельности учащихся, обучение риторическим умениям, современные формы и методы активного развивающего обучения).
4. Принцип непосредственного участия школьников в приобретении и углублении своих знаний и развития умений (создание условий для формирования у учащихся собственной, мотивированной точки зрения).
5. Принцип творческого содружества педагогов, детей, родителей и общественности, объединенных одной целью – освоение человеческой культуры, цельной при всем многообразии и сложности ее форм.
Школьный музей тесно связан с краеведением. А краеведение – это всегда краелюбие. Академик Д.С.Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Следовательно, музейная педагогика способствует возрождению старых и созданию новых школьных традиций: тимуровское движение, проведение уроков мужества и.т.д. Традиции все больше приобретают ведущую роль в сохранении преемственности поколений. В данный момент школьный музей выступает как средство гражданско-патриотического воспитания, а с другой – как условие для создания педагогических ситуаций, развивающих три стороны личности школьника: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую.
Образование в музее, в отличие от традиционной школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребенок ощущает свою причастность к былому. Разработанная нами программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры в их взаимосвязи, приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность.
Реализация программы может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов краеведческой деятельности: нетрадиционные и интегрированные уроки, экскурсии, встречи с участниками и очевидцами изучаемых событий, составление записей воспоминаний, проведение социологических опросов, изучение литературы.
Таким образом, музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамическую систему компонентов, определяемых педагогическими категориями – образование, воспитание, обучение и развитие. Первые положительные шаги данной программы позволяют говорить о переходе на качественно новую ступень результативности внедрения и апробации программы в условиях нашей школы.
Использованная литература:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практ. пособие. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.
2. Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.
3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагогов дополнительного образования. М.: Просвещение, 2004.
4. Недосекова Т.Д., Ноева Л.Н. Научно-методическая и опытно- экспериментальная работа в школе: Практ. пособие. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
5. Новые технологии в образовании на пути к открытому образованию. Сборник статей. – Якутск: ЯГУ, 2004.
6. Протопопов Ю.Н. Идем в музей с учащимися. - М.: Чистые пруды, 2005.
7. Попов Б.Н. Философия воспитания. М.: Academia, 2000.
|