Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет представить исторические тенденции и подходы к проблеме воспитания мальчиков и девочек в разные исторические эпохи. Ещё в древней философии воспитания можно выделить дифференцированный подход к воспитанию детей разного пола. Отличия в воспитании мальчиков и девочек определялись разными социальными ролями и функциями в семье и обществе, которые в будущем предстояло выполнить мужчинам и женщинам. Разное предназначение мальчиков (мужчин) и девочек (женщин) в будущем долгое время являлось ориентиром в развитии и воспитании.
В средние века, как и в древности, отличительной чертой воспитания детей разного пола была подготовка к выполнению ими в будущем социальных ролей: женщины – в семье, мужчины – в обществе, в основном для военной службы и светской жизни. В Новое время несколько интересных идей, близких к гендерной проблеме, высказал французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он считал, что женщина обладает изящным проницательным умом, поэтому она способна получить образование, причем не только в области того, как вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В брак мужчины и женщины должны вступать по любви и согласию, и оба пола имеют равное право самостоятельно выбирать будущего супруга.
Проведённый анализ различных педагогических систем показал, что лишь в XVIII веке общественные деятели, философы, представители естественнонаучных дисциплин (Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр и др.) стали рассматривать возможность целенаправленного воспитания девочек не только для семейной жизни, но и для общественной.
Конец ХIХ - начало ХХ вв. характеризовался формированием научных основ гендерной психологии, исследующей то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу. Появились первые книги: русского ученого П.Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени, и работа австрийского исследователя Отто Вейнингера, посвященная половым различиям в психике лиц мужского и женского пола. В конце ХIХ в. начали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Италии, США и т.д., появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.
В России XVI-XVIII веков, как и в странах Западной Европы, существовавшая официальная педагогическая теория и практика были также нацелены на подготовку детей разного пола к разным социальным ролям в будущем. Приоритетным в воспитании девочек считалась подготовка их к семейной жизни, а мальчиков - к общественно - политической. Система воспитания мальчиков существенно отличалась от воспитания девочек, и учебные заведения для них были раздельными. Примером дифференцированного воспитания детей разного пола в России могут служить кадетские корпуса для мальчиков и Институт для благородных девиц в Смольном.
Глубоко осознавал необходимость дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола выдающийся педагог XIX века К.Д.Ушинский (1848). Обосновывая программу женского учебного заведения, К.Д.Ушинский указывал на необходимость различия в содержании программ образования и воспитания для юношей и девушек.
В начале XX века, в 1920-1930-е г.г., направленность научных исследований отечественных психологов была схожа с зарубежными, но так же имела свою самобытность. Затем политические причины привели к господству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране. Однако, в 1960-е гг. возобновились широкие отечественные исследования под руководством Б.Г.Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии, выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.
Весомый вклад в разработку вопросов, касающихся психологических различий полов, внесли представители экспериментальной психологии: Н.Е.Румянцев, М.М.Рубинштейн, Н.А.Рыбников и др. Исследуя половые различия в интересах и играх у мальчиков и девочек, выделяли наследственность и социальную среду как два источника, управляющих развитием человека. В отличие от западных психологов, представители экспериментальной психологии решали и специфичные отечественные проблемы совместного обучения мальчиков и девочек, а также особенности их обучения и воспитания.
Одним из разделов гендерной психологии является гендерная социализация, рассматривающая формирование гендерной идентичности, освоение гендерных ролей, которая охватывает всю жизнь человека. На протяжении последних лет в России наблюдается серьезный кризис гендерной идентичности, старые эталоны разрушены, а новые еще четко не определены. Увеличение личной свободы в обществе и резкое снижение самоконтроля девушек и юношей вызывает распространение искаженного полового самосознания, негативного полоролевого поведения, деструктивных форм сексуального самовыражения. Причины искаженной гендерной идентичности молодежи лежат в негативных явлениях общества и стихийном развитии мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).
Понятие «идентичность» является производным от термина «идентификация» (отождествление). Оно означает отождествление индивида с некоторыми людьми или группам и, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что современные исследователи под идентичностью личности понимают «тождественность как сознательно усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и соответствующим формам поведения, что определяет систему ценностей индивида, его идеалы, жизненные планы, потребности и социальные роли».
Гендерная идентичность является результатом идентификации, в процессе которой девушки и юноши приобретают навыки полового самосознания, ценностно-смыслового отношения к женской/мужской индивидуальности, модели полоролевого поведения в обществе.
Литература:
1. Журинский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. -336 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. –М.: Высшее образование, 3006, 2006. – 540 с.
4. Толстых М.А. Специфика гендерной идентичности в ранней юности//Среднее профессиональное образование, 2006, №2. - С. 18 -19.
|