Четверг, 18.12.2025, 20:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащейся молодежи

Духовно-нравственное воспитание молодёжи через культуру, литературу, изучение родного края
09.11.2010, 09:04
      Вопрос духовно-нравственного воспитания молодёжи является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.
      Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. 
     Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, в дополнительном образовании, а так же определение места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования.
      Цель исследования: изучение возможностей духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и дополнительного образования.
     Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание в процессе учебной деятельности и дополнительного образования.
      Объект исследования - развитие духовно - нравственных качеств личности учащегося.
      В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания молодёжи в научной литературе.2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания в учебной деятельности и в дополнительном образовании. Методы исследования:-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; -наблюдение за деятельностью учащихся; беседа, анкетирование.           
      Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию литературно-краеведческого клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.
      Краеведение в школе является результатом совместной деятельности ученика и учителя, носит творческий характер. Оно помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.
      Составляя план работы клуба, педагог и учащиеся должны представлять конечную цель, практический итог работы за год. Таким итогом может быть, например, оформление литературно-краеведческой выставки; создание кабинета литературного краеведения; открытие школьного литературного музея; помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные за год материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные ребятами, должны читаться на уроках, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.
       Важное значение клубной работы состоит и в том, что в процессе ее к учащимся приезжают и общаются с ними люди незаурядные, яркие, умные и талантливые. У них прекрасная, образная речь, насыщенная интересными примерами, с четкими логическими выводами. Тот литературно-образовательный материал, который они сообщают, в основе своей может, видимо, быть, почерпнут из их печатных работ, в большинстве своем опубликованных, но в их устах он звучит доходчивее и убедительнее. То есть важно не только то, что клубная работа дает учащимся литературные знания, но и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.
      В конце каждого учебного года руководитель литературно-краеведческого клуба подводит итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: "Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: "Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос "Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой посёлок, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
      Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
     Список использованной литературы:
1.Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т.2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
2.Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 1969. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
3.Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1969.
4.Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
5.Путеводители по литературным музеям.
6. Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".
7.Публикация о литературно-памятных местах в журнале "Турист".
8.Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.
9.Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 1965.
Категория: Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащейся молодежи | Добавил: uvr
Просмотров: 5785 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова