Четверг, 18.12.2025, 20:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащейся молодежи

Литературное краеведение как условие для формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника
09.11.2010, 08:40
      Темы, выбранные мною для обучения и воспитания учащихся, способствуют выражению личной гражданской позиции, которая состоит в том, чтобы воспитать творческую личность, уважающую и любящую родной край, словом, все родное: и природу, и собственную семью, и литературу, и культуру. Одним из аспектов такой работы является литературное краеведение.    
      Работу по литературному краеведению мы начали в 1999 году с изучения творчества русскоязычных местных авторов и исследования рукописного литературного журнала 30-х годов 20 века.
      В начале 2006 года на занятии литературного кружка «Творчество» предложила ребятам исследовательский проект «Предания и традиции эвенского народа в стихотворениях Платона Ламутского».
      Основной целью проекта было приобщение школьников к изучению традиций и обычаев эвенского народа через изучение произведений известного эвенского писателя, нашего земляка Платона Ламутского, именем которого в нашем городе названа одна из улиц. Но современные школьники не были знакомы с его творчеством и вкладом в культуру современной многонациональной Якутии.
      Именно малоизученность эвенского фольклора и желание узнать традиции и обычаи рядом живущего эвенского народа помогли выбору темы исследовательского проекта. Очень много узнали о происхождении, истории, материальной и духовной культуре эвенского народа из книги Андрея Васильевича Кривошапкина «Эвены». Книга Боковой Е.Н. «Эведы фольклор», к сожалению, на эвенском языке, и нам удалось из нее узнать только мужские и женские эвенские имена, что было в дальнейшем использовано ребятами в сочинении сказок по мотивам произведений эвенских писателей.
      Детям понравились стихи эвенских поэтов, они стали выявлять в них фольклорные мотивы и начали сочинять свои сказки, интерпретируя понравившиеся моменты из стихотворений и иллюстрируя их своими рисунками. Так мы создали первый сборник для детей, состоящий из 10 сказок, и назвали его «Омчэни», по имени легендарного героя эвенского фольклора. С этой работой в 2007 году ученица 7 класса Потапова Луиза заняла 3 место в улусной, а затем и в заочной республиканской научно-практической конференции школьников «Моя малая родина». Окрыленные победой мы продолжили работу по интерпретации стихотворений других эвенских авторов: Василия Дмитриевича Лебедева и Андрея Васильевича Кривошапкина. Для второго сборника, который назвали «Преданье», ребята сочинили 24 сказки и проиллюстрировали их. Выступая с этой работой, в 2009 году Луиза заняла первое место и в улусной, и в 16 очной республиканской научно-практической конференции школьников. На вопрос, почему мы занимаемся этой работой, отвечу так. Во-первых, таким образом, я учу ребят быть толерантными, знать и научиться уважать культуру рядом живущего с нами эвенского народа. Во-вторых, исследуя творчество эвенских писателей, мы не нашли ни одного сборника эвенских сказок. В-третьих, если нам удастся выпустить наши сборники, то это будет наш вклад в культуру этого народа – дань уважения и преклонения. Следовательно, я в ребятах воспитываю такие качества как гражданственность, готовность прийти на помощь, почтительное отношение к другим народностям.
      В 2010 году в связи с 100 летним юбилеем основоположника эвенской литературы Николая Саввича Тарабукина мы начали работу по его творчеству. Если в первых проектах исследовали стихотворения эвенских поэтов Платона Ламутского, Василия Лебедева и Андрея Кривошапкина, то настоящая работа отличается тем, что мы впервые взяли для исследования прозаическое произведение – повесть основателя эвенской литературы Николая Саввича Тарабукина «Мое детство». Итогом работы стало рождение третьего сборника по мотивам произведений эвенских писателей под названием «Мое детство», состоящий, в основном, из отзывов о повести, рассказов и стихотворений учащихся 5 класса, а также интерпретаций старшеклассников. И что особенно ценно – это неподдельная заинтересованность и уважительное отношение к творчеству Н.Тарабукина.
      В новом проекте мы поднимаем проблему интересов, поведения и жизненных ценностей подростков. Если в предыдущих проектах нас интересовали стихотворения, написанные по мотивам преданий и традиций эвенского народа, то здесь мы поставили перед собой целью исследование произведений, в которых писатель рассказывает о своем многострадальном детстве. Далее предлагаем невыдуманные истории из жизни сегодняшних подростков. Для этого мы создали рабочую группу из учащихся 5 класса. Каждому предложили написать рассказ о самых трудных или счастливых моментах жизни. Затем в ходе сравнительного анализа выявляли черты схожести характера, поведения и жизненных ценностей подростков разных поколений и пришли к выводу, что они похожи в самом главном – в оценке ценностей жизни. Это вполне самостоятельные люди, которые получают уроки жизни от своих поступков. Они приобретают жизненный опыт, с юмором смотрят на свои и чужие ошибки, не поддаются слабости и сомнительным удовольствиям. Значит, интересы и ценности жизни северных детей, особенно мальчишек разных поколений, имеют общие черты, с годами мало меняется их поведение и поступки в тех или иных случаях.
      Основной целью и этой работы является воспитание гражданственности и уважения к другим народностям через приобщение к творчеству Николая Тарабукина и знакомство с его личностью как основоположника эвенской литературы. Благодаря нашей работе и участию ученицы 10 класса Потаповой Луизы в НПК разного уровня, об эвенских писателях Платоне Ламутском, Василии Лебедеве, Андрее Кривошапкине и об их учителе Николае Тарабукине узнали ребята не только нашего улуса, но и всей республики.
      Таким образом, приобщая учащихся к национально-культурному наследию народа, воспитываем духовность и гражданственность. Я на своем опыте убедилась в том, что проделанная мною работа способствует формированию гражданско-патриотических качеств личности школьников.
Категория: Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащейся молодежи | Добавил: uvr
Просмотров: 1819 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова