Суббота, 28.06.2025, 08:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Инновации в образовании

Кочевые школы коренных народов Севера
22.11.2010, 11:14
Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Этнокультурный аспект адаптации связан с необходимостью обеспечить в ходе социокультурной модернизации населения, сохранение его культурного и этнического разнообразия. Большие успехи достигнуты в системе образования, где созданы условия для обучения родному языку и культуре.
В Республике Саха (Якутия) из числа (6033) детей коренных малочисленных народов школьного возраста эвенский язык изучают 44,3%, эвенкийский- 35%, юкагир- 52,2%, чукотский из 145 детей изучает всего 61 учащихся (42%), а долганский 124 из 275 (45%).
Новые модели образовательных учреждений-кочевые школы организуют свою работу на принципе, что естественные условия для сохранения культурно-языковой самобытности и этнического своеобразия коренных народов севера создает традиционное хозяйство.
Ныне в РС(Я) действует 9 школ такого типа, все открытые по инициативе родителей. Так, решение об открытии начальной школы- детского сада кочевой родовой общины «Нутендли» было принято 2 апреля 1998 года на общем собрании общины.
В 2001 года община завершила строительство здания будущего детсада-школы. Вопрос об ее открытии стал актуальным к середине 90-х годов, так как в десяти семья членов общины за эти годы родилось 15 детей. Расстояние от территории КГО «Нутендли» до села Колымское, где функционирует Колымская национальная школа имени Н.И. Таврат и традиционно обучались дети работников общины, составляет 230 км. Родители хотели, чтобы их дети воспитывались и учились рядом с ними. Главной целью работы ставится обеспечение учебного процесса в условиях кочевого образа жизни родителей, сохранение родного чукотского языка, традиций, обычаев.
В целях повышения качества образования следует поддержать и улучшить здоровье учеников путем создания материально-технического, санитарно-гигиенического условия, улучшения питания в школьных столовых, организации правильного использования учебного времени.
Комплексные исследования (в том, числе экспедиции в месте функционирования кочевых школ) показали, что вариативность организации образовательной деятельности школ коренных малочисленных народов Севера обусловливается сложной совокупностью факторов и условий.
Одним из определяющих факторов выработки стратегии организации и развитие жизнеспособных кочевых школ выступает тип социокультурной ситуации как комбинация двух основных параметров: культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня развития современного социокультурного фона (СКФ).
Таким образом социокультурная ситуация в местах функционирования кочевых школ анализируется, исходя из четырех основных типов социокультурных ситуаций конкретной местности (по A.M. Цирульникову):
1. Сохранились культурно-исторические традиции (ситуация «культурный центр») (КИТ+, СКФ+)
2. Сохранились культурно-исторические традиции, но уровень современного социокультурного фона низок (КИТ+, СКФ-)
3. Культурно-исторической традиции отсутствует, но уровень современного социокультурного фона высок (КИТ-, СКФ-)
4. Культурно-исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствуют (КИТ-, СКФ+)
Яркий пример ситуации «культурный центр»-кочевые школы в местах устойчивого сохранения культуры (языковой), малочисленных народов Севера, где очень сильны традиции культуры оленеводства, оленеводов способных взять на себя долю образовательной деятельности для создания модели начального профильного образования по профессиям.
 
Использованная литература:
 1. Журнал «Таткачирук» № 2 (апрель-июнь) 2007г. с.13
Категория: Инновации в образовании | Добавил: uvr
Просмотров: 1554 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова