Четверг, 26.06.2025, 15:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Инновации в образовании

Развитие негосударственного образования как инновационный подход в образовательном пространстве
22.11.2010, 11:07
Негосударственное образование в нашей стране еще молодо - в этом году ему исполнилось всего 19 лет. Если рассматривать негосударственный сектор достаточно узко, то можно констатировать его скромный «удельный вес» - в частных школах сегодня учится всего около 1 % детей.
По оценке экспертов Ассоциации негосударственных образовательных учреждений регионов России (АсНОУРР), примерно каждый десятый житель нашей страны в настоящее время учится в системе негосударственного образования, а в Москве - почти каждый пятый. Данные показатели хорошо иллюстрируют возрастающую роль негосударственного образования в стране. Но его функции этим не ограничиваются, обеспечивая не столько количественные, сколько качественные сдвиги.
Сфера образования во всем мире имеет безусловный приоритет, являясь основным фактором динамичного развития экономики и общества в любой стране. Необходимым условием обновления системы образования в России, становится наличие равноправного негосударственного сектора, способного инициировать рациональные новшества, органично дополняющие официальную линию федеральных и региональных органов образования.
В нынешней непростой для отечественного образования ситуации активная работа сильного и жизнеспособного негосударственного сектора, интегрированного в общенациональную систему, становится с каждым годом все более актуальной. Неудовлетворенность уровнем государственного школьного образования, изначально призванного готовить учеников к реальной взрослой жизни, высказывают не только «верхи» (руководство Минобразования РФ), но и «низы» - сами учащиеся.
Так, в ходе проведенного специалистами РГПУ им. А.И. Герцена под руководством социолога И. Урсу исследования выяснилось, что только 28,8% опрошенных учащихся удовлетворены содержанием и направленностью учебного процесса. По мере приближения ученика к выпускным экзаменам растет степень его дискомфорта, достигая пика в старших классах. При этом главная причина кроется в том, что учащиеся не видят готовности и желания школы помогать приобретению важных навыков, не говоря уж о мизерном вкладе учителей в становление личности.
А это уже проблема, имеющая не только частное, но и общественное значение. С этой точки зрения негосударственные школы имеют сегодня огромное преимущество, объединяя коллективы педагогов-единомышленников с целью воспитать из каждого своего ученика гармонично развитую самостоятельную и ответственную личность, легко адаптирующуюся к быстро меняющейся экономической и общественной ситуации в стране. То есть, на практике заложить надежный «кадровый фундамент» для будущего России.
Как считает основатель Школы «Интеграция XXI век» С. С. Куличенко, сегодня хорошего учителя должен отличать не только профессионализм, но и готовность к постоянному совершенствованию. Именно эти качества позволили педагогическому коллективу школы готовить выпускников (среди которых много золотых и серебряных медалистов) к продолжению образования в лучших российских и зарубежных университетах. «Интеграция XXI век» - базовая школа ГУ «Высшая школа экономики», имеет ряд партнерских программ с зарубежными образовательными центрами. Кроме того, школа - участник программы Международного бакалавриата (International Baccalaureate), поэтому выпускники одновременно с государственным аттестатом российского образца получают диплом IB, признаваемый ведущими университетами мира (Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Сорбонна). Парадокс в том, что до сих пор аттестат IB официально не признают отечественные ВУЗы. И это является одной из тех нерешенных проблем, которые существенно ограничивают максимально полное использование потенциала школы. Ведь кроме углубленного изучения ряда предметов, ученикам школы предоставлены уникальные возможности проявить свои таланты: открыты музыкальная школа, архитектурная мастерская, театральная студия, спортивные секции, студия спортивных и современных танцев. Несмотря на яркие достижения, Школа «Интеграция XXI век» испытывает такие же трудности, как и прочие НОУ.
Являясь по закону и по сути своей некоммерческими организациями, частные школы во многих отношениях уравнены с бизнес-организациями: поиск и тарифы на аренду подходящих муниципальных зданий, высокие коммунальные платежи, налоговый пресс. Успеху частных школ, как правило, способствует место их расположения, лояльность, а еще лучше - поддержка со стороны региональных органов образования.
Так, начальник Управления образования СЗАО Москвы И. Буланова специально подчеркивает, что в округе нет деления на государственный и частный сектор – все работают сообща. 12 окружных НОУ рассматриваются в качестве равноправных участников образовательного процесса, вносящих свой вклад в повышение его эффективности. Тем более, что многие из них являются экспериментальными площадками окружного или федерального уровня по апробации новых технологий и методик обучения.
Например, Школа «Интеграция XXI век» является в СЗАО г. Москвы базовой по изучению иностранных языков, традиционным местом проведения городских и окружных олимпиад по ряду предметов, конференции «Лидер» и конкурса проектных и исследовательских работ «Проектная неделя на Северо-Западе».
Не вызывает сомнений тот факт, что за последнее десятилетие негосударственный сектор стал неотъемлемой частью системы образования в России, заняв свою четко определенную нишу. Их отличительная черта - нновационность, внедрение авторских методик обучения и воспитания. Не менее важно и то, что негосударственные школы работают на принципах самофинансирования. Данный опыт особенно ценен в свете изменений, происходящих в последние годы в сфере финансирования образования в России. Как и в других сферах, главная проблема - финансовая. Но, большинство частных учебных учреждений в России выживет и без активной финансовой и организационной помощи государства. Опыт последнего десятилетия свидетельствует об этом, подтверждая востребованность данной формы обучения.
Сейчас самое время обратить внимание на ее проблемы, чтобы не только по «букве закона», но и на практике доказать - частные образовательные учреждения имеют равные права на существование и выполняют не менее важные функции, чем государственные.
 
Список литературы:
1. Проекты по организации научных мероприятий 2010 г.
2. Корнилова А.Г. Научная конференция «Развитие негосударственного сектора в образовательном пространстве». 10-06-1998 г.
Категория: Инновации в образовании | Добавил: uvr
Просмотров: 1179 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова