С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развитияи меющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в Государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
- государственными;
- муниципальными;
- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
Анализ публикаций, посвященных негосударственному высшему образованию, позволяет утверждать, что развитие негосударственного сектора высшей школы характеризуется возникновением ряда следующих проблем:
1. Отсутствие у негосударственных образовательных учреждений собственных учебно-лабораторных площадей, библиотек, материально-технического оснащения, объектов соцкультбыта. Характерно, что успешно работающие вузы всячески стремятся либо получить помещения в оперативное управление, либо строят свои собственные;
2. Отсутствие штатного научного педагогического состава. Большинство преподавателей негосударственных вузов трудятся на условиях почасовой оплаты труда или совместительства. Есть случаи, когда к преподаванию привлекаются лица, базовое образование которых не соответствует преподаваемым дисциплинам. Важной проблемой для профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов является его устойчивость. В негосударственных вузах преподаватели работают на контрактной основе — для чтения того или иного курса, на определенный срок. С одной стороны, это отражается на стабильности преподавательского коллектива и влечет за собой определенные трудности. Работа преподавателей, работающих на полставки, не всегда полноценна, поскольку они не могут полностью посвятить себя одному вузу, одним и тем же студентам, поскольку вынуждены работать не только в двух, но чаще в трех- четырех местах. В перспективе такое положение представляется очень тревожным,поскольку совместительство дестабилизирует преподавательский коллектив и влияет на качество получаемого студентами образования.
3. Проблема качественного состава руководителей негосударственных вузов — отсутствие достаточного опыта организации и управления вузами, хотя в основной своей массе это бывшие работники высшей школы и науки, доктора наук, профессора; тем не менее они, как правило, не владеют законодательством, учебно-методической и нормативной базой высшей школы. Среди руководителей таких учебных заведений нередко встречаются люди, далекие от педагогики. После некоторого ужесточения формальных требований со стороны Министерства образования к ректорам негосударственных вузов для подобных «специалистов» учредителями стали вводиться должности директоров, президентов и др. По статистическим данным, около 13% руководителей вузов и 25% руководителей филиалов не имеют ученой степени и ученого звания.
4. Нарушение лицензионных и аттестационных нормативов. В соответствии с решением Коллегии и письмом Министерства от 21.05.1999 № 24-52-528 ин/10 органами управления образованием субъектов Российской Федерации, региональными советами ректоров вузов и Ассоциацией Негосударственных вузов России за вторую половину 1999 и 2000 года проверено свыше 200 негосударственных образовательных учреждений и их филиалов. По итогам проверки, проведенной в 34 регионах, из-за грубых нарушений были изъяты лицензии на право ведения образовательной деятельности у нескольких негосударственных вузов. Имелись случаи ведения образовательной деятельности представительствами и не имеющими лицензий филиалами.
Таким образом, государство в лице законодательных и исполнительных органов власти задают «правила игры» как для государственных, так и негосударственных вузов. При этом федеральное законодательство об образовании, провозгласив, что его действие распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, не только не ограничивает компетенцию органов управления образованием лишь подведомственными учреждениями, но и напротив, возлагает на них широкий круг полномочий по осуществлению государственной политики в области образования, одним из принципов которой является содействие созданию и функционированию негосударственных учебных заведений.
Литература:
1. Высшее и среднее профессиональное образование Российской Федерации: Статистический справочник. — М., 2001.
2. Кликунов Н., Окорокова Г. О дискриминации негосударственных вузов // Новые знания, 2002. — №1. — С.43-46.
3. Кружалин В. Негосударственные вузы: два пути // Университет и школа, 2001. — №1-2. — С. 17-18.
4. Крухмалева О. В., Смоленцева А. Ю., Ушакова М. В. Новые образовательные учреждения в России / Под науч. ред. В. И.Добрыниной. — М.: НИИВО, Вып.З. — 2000. — 60 с.
5. Газета «Илкэн» № 8 2010 с. 10-11.
|