Пятница, 19.12.2025, 15:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Инновации в образовании

Навыки творчества в научно-исследовательской деятельности старшеклассников по геометрии
11.11.2010, 08:16
     Формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся задача необычайной сложности и актуальности. Сам процесс творчества всегда интересовал лучшие умы человечества. Достаточно назвать имена таких мыслителей и ученых как Платон, Р. Декарт, А. Пуанкаре, Д. Гильберт, А.Н. Колмогоров и многих других.
     Однако в процессе творчества, стадия логического анализа предшествует стадии интуиции, особенно, если это касается математического творчества. Здесь интуиция «работает» над опытом и знаниями, которые присутствуют в памяти. Из ранее полученных знаний и опыта каждый в свою деятельность привносит, непременно и личностный аспект. А это формируется в памяти с помощью способности «видеть в уме» (Неустроев Б.Ф. /Мандар Уус/ [2]), что означает воочию представить в уме образы, действия, процессы и явления ранее заложенных в архив памяти, что предшествует обогащению мышления идеями, мыслями и знаниями.
    В школьной учебной деятельности геометрия, как раздел математики, особенно ярко выражает процесс овладения навыками творчества. Занятия геометрией способствуют развитию интуиции, воображения, что предшествует формированию навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме».
  Важнейшей педагогической проблемой является разрешение противоречия между первичностью пространственных форм с точки зрения процесса познания мира, их физической реальностью сравнительно с абстрактностью плоских фигур и традиционной логикой построения геометрических курсов, развивающихся от плоской геометрии к пространственной геометрии. Возможным путем разрешения такого противоречия является соответствующая специализация геометрического материала на трех этапах школьного обучения:
1 этап. 1-6 классы - введение единого курса математики с широкой геометризацией всего изучаемого материала с приоритетностью пространственных форм, в течение последних двух лет - выделение четкой геометрической линии через введение курса (раздела) "Наглядная геометрия".
2 этап. 7-9 кл. - полный систематический курс геометрии, основные (базовые) теории планиметрии и стереометрии.
3 этап. 10-11 кл. – элективные курсы, программы которых определяются целями и потребностями соответствующих категорий школьников. Ввести целенаправленную работу в научно-исследовательской деятельности учащихся.
     Только в случае завершения основного базового курса геометрии по окончании 9-го класса возможно высвобождение в 10-11 классах времени для исследовательской и творческой работы. В настоящее время источников получения информации достаточно много - различные пособия, задачники, ресурсы интернет и т.д. Поэтому главной задачей преподавателя становится создание среды общения, обмена мнений. Следовательно, усвоив все основы геометрии, старшеклассник вполне может самообучаться и саморазвиваться творчески.
     Одним из направлений деятельности в 3 этапе обучения геометрии является организация научно-исследовательской работы учащихся с использованием инновационных педагогических технологий как коммуникативная, психологическая, деятельностно-рефлексивная, т.е. проектной технологии.
     Важным элементом в организации исследовательской деятельности обучающихся является планирование работы, основные этапы которой следующие:
Выбор задачи, решение;
Постановка проблемы, гипотезы;
Решение поставленной проблемы, гипотезы; Всевозможное расширение темы, новые гипотезы, решения;
Вывод, заключение;
Оформление доклада, стенда, презентации;
Подготовка к выступлению.
    Традиционно сложились определенная композиционная структура доклада исследовательской работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: Титульный лист; Содержание; Введение; Главы основной части; Заключение; Использованная литература; Приложения.
      Как показывает опыт работы, такая организация учебной деятельности, способствует формированию научно-компетентного выпускника, способного самостоятельно ориентироваться в профессиональном выборе: у него будут сформированы такие качества как самостоятельность, работоспособность, интеллектуальная честность, объективность, азарт, получать удовольствие от проделанной работы. Воспитаем в процессе решения задач устойчивый, настойчивый и целеустремленный характер, умение доводить начатое дело до конца, т.е. способность к творческому труду.
     Одним из критериев оценивания успешного выпускника является уровень участия и достижения в различных научно-практических конференциях и творческих конкурсах, начиная от школьного до Всероссийского уровня. Также положительные изменения в эмоционально-волевой сфере как обретение уверенности «Я хочу», «Я могу», «Я нравлюсь».
Список использованной литературы:
1. Казакова Е.И., д.п.н. профессор. Новое качество образования. С-Петербург, 2007.
2. Неустроев Б.Ф. /Мандар Уус/ «Ойуу тыла Айыы тыла» – Як.: Бичик, 2004.
Категория: Инновации в образовании | Добавил: uvr
Просмотров: 836 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова