В развитии нашей республики нынешний этап – время сложнейших перемен в социальной жизни страны6 задачи решаются путем диалоговых, дебатных дискуссий, глее не случайно, возрождение интереса к риторике. По традициям народа речевое мастерство оценивалось как одно из главных качеств человека и как показатель нравственного климата общества в целом. Современная действительность представляет особые требования к подготовке будущих специалистов-профессионалов своего дела. В качестве основных принципов образования выступают гуманитаризация и демократизация, воспитание свободной, творчески мыслящей личности, умеющей не только логично излагать свои мысли, но и отстаивать свою точку зрения в социальных и профессиональных формах общения. В значительной мере, благодаря речи, индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, посредством языка обогащается результатами общественного опыта, так как общество влияет на его социально-психологические приоритеты. «… Общество строится на языке, то есть на изобретении мысли, выраженных в речи» (4.) Такие наблюдения и знания всех людей становятся или могут, благодаря речи, стать достоянием каждого. «Общество определяет характер и уровень речевых поступков, речевых актов, но оно и само определяется этими поступками. Чем далее от представлений о цивилизованности будет речь, тем сложнее, если это вообще возможно, вхождение общества в современную ему цивилизацию, принятие ее директив (2. С. 262). Воспитание речевых умений общества начинается с его образования и способствует духовному становлению нации и отдельной личности. Речевые умения – составляющая часть профессиональной компетентности выпускника педагогического вуза.
В процессе подготовки будущих педагогов в высших учебных заведениях формирование профессиональной компетенции начинается в основном на специальных дисциплинах. Остальные дисциплины являются лишь базой для специальных дисциплин. Существует некоторая оторванность содержания неспециальных учебных дисциплин от целей подготовки специалистов, наблюдается излишняя теоретизированность. Изменения в общественной жизни влекут за собой перемены в области коммуникации, где востребованность риторики как средства общения очевидна, поскольку именно риторика призвана формировать умения логично мыслить, владеть всеми формами аргументированной речи, как средством гармоничного воздействия на аудиторию. Данный фактор, помимо включения в программы вуза преподавание предмета риторики, обуславливает необходимость совершенствования методов риторизации процесса обучения по другим дисциплинам.
Для реализации такого принципа в педагогической деятельности можно ввести его элементы при осуществлении межпредметной интеграции в учебном процессе, где предмет изучения преподносится в единстве и целостности: «сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом» (1. С. 8).
«Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (3. С. 233). Приближение процесса получения знаний к реальному общению, активизирует речемыслительную деятельность студентов, помогает овладению определенными приемами стратегии и тактики речи, учит применять их для построения того или иного высказывания в любой конкретной ситуации.
Риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, имеющих целью формирование и воспитание хорошей и грамотной речи различного контингента учащихся. Это утверждение обосновывается следующим: риторика – классическая дисциплина, накопившая колоссальный опыт формирования личности на основе проверенных временем приемов преподавания эффективной и выразительной речи. Риторика – фундаментальная научная дисциплина, предметом которой является «речь» (к.П. Зеленецкий), ее наиболее действенные и целесообразные модели; наконец, риторика решает вопросы формирования компетентной личности, поскольку последнее возможно только в условиях владения и воздействия этически-ориентированным, доказательным и искусным словом.
Обновление и модернизация учебного процесса, реализация национальных проектов в области образования возможны на основе знания и глубокого постижения изучаемых предметов. Содержание речеведческих предметов в современном образовании (русский язык, культура речи, риторика, стилистика, словесность, прагматика, речевой этикет и др.) зависит от «идеологии» курсов, историко-теоретического толкования предметов, имеющих богатую традицию, от образцов текстов, на которые ориентируются преподаватели в практике обучения, наконец той методологии, которая создается в вузовской школьной аудитории через философско-этический и профессиональной характер преподавания.
В последние два десятилетия в России характерно новаторство опыта ученых и педагогов, которые были заняты разработкой и преподаванием предмета риторики, восстановлением и утверждением этого предмета на ниве отечественного образования.
Методологические подходы современных российских ученых обширны и все содержат свое рациональное зерно. Целесообразно порвать некоторые научно-педагогические «риторические школы», создателей определенной методологии преподавания риторики:
1. Московская филологическая школа (МГУ им. Ломоносова). Основатель школы – Ю.В. Рождественский, преподававший риторику в вузе, школе и на различных курсах с начала 70-х годов. Он в своих трудах исходил из следующих идей: Речь – инструмент управления обществом. Стиль речи формирует в жизни общества. Для того чтобы построить благополучное общество, необходимо воспитать активного речедеятеля – гражданина, умеющего владеть разными видами слова в новом информационном обществе.
2. Московская педагогическая школа (МПГУ, кафедра риторики и культуры речи учителя). Так называемое школьно-педагогическое направление под руководством профессора Т.А. Ладыженского. Благодаря усилиям ученых и педагогов этого направления риторика была восстановлена и развита как школьная дисциплина, создан ряд учебников по педагогической риторике с целью подготовки учителей-риторов.
3. Пермская школа риторики диалога. Основатель – руководитель Западно-Украинского научного центра профессор С.А. Минеева. Этот центр рождался как учебно-научное учреждение, объединяющее педагогов – новаторов с целью распространения и пропаганды риторики в нашей стране в ранние годы перестройки.
4. Красноярская школа культуры речи имеет давние сложившиеся традиции в преподавании речеведческих дисциплин в вузе и школе. Ее основателем является профессор, зав. кафедрой общего языкознания и риторики А.П. Сковородников. Данное научное педагогическое направление разрабатывает риторику как нормативную стилеречевую дисциплину.
5. Воронежская школа речевого воздействия. Основатель- профессор И.А. Стернин. Фундаментальной идеей наук о речи является «речевое воздействие». Положительным моментом в методологических подходах И.А. Стержня является «практицизм».
6. Саратовская школа стилистики речи. Основатель – профессор О.Б. Сиротина. Саратовская школа начала складываться в 70-е годы как научное направление изучения стилистики разговорной речи. Основные направления в деятельности этой группы ученых: исследования стилистики русской речи, жанроведения, оригинальное направление в науке представляют исследования элитарного типа речевой культуры.
7. Петербургская театрально-риторическая школа, которая формировалась под воздействием идей театрального педагога З.В. Савковой, а затем была продолжена ее ученицей О.И. Марченко. З.В. Савкова перенесла идеи театрального действия словом, искусства общения, которое разработано российской театральной школой, в реальное общение и подготовку ораторов-практиков.
Выше описанные школы далеко не исчерпывают отечественный опыт разработки риторической проблематики, поэтому стоит говорить о многообразии риторических концепций в России, а также палитру современного знания и практических направлений в ее преподавании.
Принципы современной риторики развитого информационного общества – суть новая философия современного языка и искусство риторики есть инструмент развития стиля сегодняшней жизни. Таким образом, сама риторика есть искусство управления общественными процессами.
Культура нового поколения рождает новые стилевые течения, а информационная цивилизация предъявляет повышенные требования к образовательному уровню личности. Само же образование выступает всегда в качестве условия повышенного социального статуса человека.
Литература:
1. Леонтьев С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8-9 классы : пособие для учителя. – М., 2003. – С. 8.
2. Мурашов А.А. Личность и речь: эпоха кризисов. – М., 2003. – С. 262.
3. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2000. – с. 233.
4. Рождественский Ю.В. Хорош ли русский язык? // Литературная газета. – 1999. – 4 сентября.
5. Стернин И.А. Практическая риторика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
|