Четверг, 18.12.2025, 19:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Инновации в образовании

Модульная технология обучения истории в условиях профильного обучения
22.11.2010, 05:26
Изучение истории путем прохождения определенных блоков (модулей) представляется более удобной, особенно когда в школе преподаются курсы базового и повышенного уровня. Блочное обучение реализует принципы профильной дифференциации. С переходом на концентрическую модель обучения истории, с переходом на профили, задача учителя состоит теперь в том, чтобы избежать дублирования в курсах истории. Блочное обучение является одним из путей решения этой проблемы, так как при прохождении материала таким способом вводится много исторических источников, включаются текущие официальные документы, материалы периодической печати, организуется активная познавательная, творческая работа старшеклассников. Все это достижимо, когда учитель организует учебный процесс в единстве всех содержательных и деятельностных компонентов.
Поэтому, одним из важнейших шагов в подготовке учителя к учебному году является изучение программы, которая помогает получить представление о структуре предмета, содержании и взаимосвязи его разделов, последовательности тем.
Следующий, очень важный шаг – изучение учебников. Если раньше, речь шла об одном издании, то сейчас по одному курсу выпускается несколько пособий. Учебник главное звено в обучении,- должен соответствовать современному уровню научных знаний, иметь четкое определение основных понятий, достаточное количество материала для самостоятельной работы учащихся и т.д. Обычно историк ведет и предмет обществознание, так, что при подготовке, следует учитывать межпредметные связи, например: конституционное развитие нашей страны, темы по глобализации, международным отношениям, экономическим реформам.
Также важным условием эффективной подготовки уроков является их тематическое планирование. Тем более, что количество параграфов современных учебников не совпадает с количеством часов по программе, особенно если речь идет о сельских школах, где не хватает учебников отдельно базового и профильного уровней. Но современному учебному процессу противопоказана ориентация «параграф-урок», особенно на старшей ступени образования (10-11 кл.), ведь иногда содержание нескольких параграфов можно изложить в ходе одной лекции, а теме одного параграфа можно отвести 2-3 урока. Но ведь обязательный минимум не определяет, каким способом будут предъявлены ученикам знания. Определение способа – это дело учителя, поле его творчества.
Не надо бояться «ухода» от параграфа учебника», что характерно для начинающего педагога, тем более, что на старшей ступени обучения ученики учатся уже на втором концентре, где надо углубить их знания, восполнить пробелы и забытое, взглянуть на какую-то проблему с другой стороны (альтернативу исторического события)…
Вот здесь-то и пригодится блочное обучение – где различные формы обучения используются в одном блоке уроков, на которых изучается одна тема. Так можно построить изучение темы «Государство Петра Великого» в 10 классе. Например на изучение этой темы запланировано 6 часов, которые можно пройти таким образом:
1 урок – обзорная лекция по всей теме (лекция учителя или с применением медиа-пособия, например, «История России.10 класс» ИД «Равновесие», 2008.. которое подробно объясняет материал, сопровождаемый иллюстрациями, портретами, схемами и картами, с вопросами для закрепления пройденного)
2 урок – продолжение лекции или прослушивание дополнительного источника по какому-нибудь вопросу, например проект Л.Парфенова «Российская империя» на ДВД – это уникальные исторические места, подлинные дневники и неизвестные документы тех времен.
3 урок – лабораторная работа с фрагментами учебного текста и документов.
4-5 уроки – практические занятия (решение задач).
6 урок – итоговое собеседование с тестированием или лучше тестирование с разбором ответов, после сбора письменных ответов.
Для учащихся трудности заключаются в том, что они должны прочитать большой объем учебного материала после лекций. Дома составить таблицы и т.п. Но главное здесь в восприятии темы в целом. Такое целостное восприятие и осмысление темы позволяет полнее раскрыть внутренние связи, что способствует лучшему пониманию изучаемого материала.
Также для прочного усвоения исторического и обществоведческого материала применяю на уроках и внеурочных занятиях элементы семинарского занятия, тестирование, исторический диктант, лабораторные работы и по возможности игры. Например, по истории России использую игру - это лото с древнейших времен до конца XVIII в. и Россия XIX-XX вв.
Категория: Инновации в образовании | Добавил: uvr
Просмотров: 809 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова