Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Речь идет об организации обучения на уроках труда, таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьника и, тем самым, создавались условия для более успешного овладения ими программного материала. Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и прочим. Реализация всех этих принципов, по нашему мнению, возможна при применении технологии модульного обучения.
Программа трудового обучения в специальной (коррекционной) школе позволяет применять данную технологию на уроках, так как она обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, мы опираемся на состав учеников, ориентируем школьников на цель учебной деятельности, мотивируем ее принятие, определяем систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Ей присущи основные принципы коррекционно-развивающего обучения, а именно:
|
№ |
Принципы |
Методы реализации в уроке |
|
1 |
Динамичность восприятия |
- задания по степени нарастающей трудности;
- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся. |
|
2 |
Продуктивной обработки информации |
- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
- задания с опорой на несколько анализаторов. |
|
3 |
Развитие и коррекция высших психических функций |
- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
- задания с опорой на несколько анализаторов. |
|
4 |
Мотивации к учению |
- правильный и исчерпывающий инструктаж;
- включение в урок материалов сегодняшней жизни;
- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;
- проблемные задания, познавательные вопросы;
- призы, поощрения, развернутая словесная оценка. |
В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
Следствием реализации данных принципов будет социальная реабилитация и адаптация ребенка к жизни в обществе.
«Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка» Л.С.Выготский. Речь идет о том, что если обучение ориентировано на развитие высших психических функций ребенка, то мы можем рассчитывать на максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребенка в компенсации его дефекта.
Модуль представлен как учебный элемент в форме «стандартизированного буклета», состоящего из следующих компонентов:
1. Точно сформулирована цель;
2. Список необходимого оборудования, материала, инструментов;
3. Список смежных учебных элементов;
4. Собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровожденный подробными иллюстрациями;
5. Практические занятия для отработки необходимых навыков;
6. Контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленная в данном учебном элементе.
При разработке модулей следует исходить из известных принципов:
· частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;
· реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний;
· учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме, с применением дидактических упражнений, заданий, в виде схем, таблиц, рисунков;
· при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
· структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя. Например:
В процессе изучения темы «Пиление» в 5 классе, учитель, как правило, использует однотипный вариант построения урока, однотипные инструкции «Посмотрите…какая форма, определите размер, потрогайте и т.д.». Это, между прочим, уровень обучения младших школьников, которые зачастую используются в младших классах. При таком варианте обучение учащиеся просто отрабатывают схему, описание объекта (пилы), а не развивают свои возможности.
Возьмем ту же тему «Пиление» (3 часа). Фрагмент урока изучения новой темы я бы построил следующим образом:
Урок №1. Тема «Пиление».
Цель: Уточнить представления учащихся о пилах по назначению.
Коррекция восприятия на основе упражнения учащихся в узнавании и различении объектов.
В ходе урока каждый ученик выбирает свою пилу и учится называть ее, узнавать среди других пил, определять по признакам: «У какой пилы полотно длинное, сужающее под конус? » (у выкружной пилы). «Какую форму имеет пила-ножовка?» (четырехугольную). «Выбери пилу, которой работали, и найди ее среди шаблонов, среди других пил».
Урок №2. Тема «Пиление».
Цель: Дать понятие о существенных признаках каждой пилы.
Коррекция восприятия на основе упражнения учащихся в установлении логических связей.
В ходе урока каждый ученик оперирует двумя-тремя пилами, учится находить существенные признаки всех видов пил. Учится устанавливать связи между свойствами предметов. «Почему у пилы-ножовки зубы прямые, а у лучковой пилы – скошенные вперед?». «Можно ли ими выполнять одинаковую работу?».
Урок №3. Тема «Пиление».
Цель: Развивать навык самостоятельного оперирования пилами.
Коррекция динамичности восприятия на основе упражнения узнавания и различения.
В ходе урока ученики показывают способы обработки информации об уже изученных пилах (описательный рассказ, программированные задания, практические упражнения); а также дать самостоятельное описание не изучавшимся пилам (лобзик, универсальная пила, двуручная пила), т.е. от учащихся требуется перенос способа обработки учебной информации.
С позиции заданий-модулей у нас получилось:
- назовите и узнайте предмет (фр. №1);
- определите его главные свойства и отношения между ними (фр. №2);
-самостоятельно опишите незнакомые инструменты (фр. №3).
Разнообразие заданий будет побуждать ребенка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. Ребенок развивает свое восприятие, думает о том, как проанализировать объект, ищет в голове уже имеющуюся информацию, и таким образом – постоянно упражняет свои психические функции, побуждая их к активной самостоятельной работе, т.е. воспитывается мотивация к обучению.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служит самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Введение модульной технологии в образовательный процесс мы считаем нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии. Сочетание этих признаков дает основание утверждать, что данная технология по концепции усвоения является развивающей, по характеру, содержанию и структуре - обучающей, по организационной форме - технологией дифференцированного обучения, по подходу к ребенку – личностно-ориентированной.
Библиография 1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности – М.; Просвещение 2002 – 448 с.
2. Баудиш В. «Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность учащихся вспомогательной школы» Д-я №6, 2006г.
3. Блинов.Ю.Б. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями. – М.: Просвещение, 2002-304 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1996г.
5. Золотарева Е.Е. «Из опыта трудового обучения и воспитания во вспомогательной школе».М.; 2008 г.
6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью 2003-208с.
7. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. Для учителей 2009 г.
8. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида, М.; Изд-во НЦ ЭПАС 2001г – 304с.
|