Пятница, 03.05.2024, 11:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащейся молодежи

Роль библиотекотечной педагогики в духовно-нравственном развитии личности
22.11.2010, 10:49
Библиотековедением и педагогикой накоплен потенциал не только теоретических, но и практически ориентированных знаний, которые необходимо использовать в деятельности библиотеки. В первую очередь, это касается различных аспектов взаимодействия библиотекаря и читателя как личности. В сельской библиотеке как нигде преобладает именно духовно-нравственное общение с читателями, на деле реализуется индивидуальный подход, что связано с особенностями жизни на селе. Библиотекарь сельской библиотеки – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. И знание современных достижений и методик, рекомендаций по организации библиотечного общения поможет ему правильно организовать это взаимодействие.
В библиотековедении была и есть педагогическая направленность, что даёт повод для его включения в состав педагогики. Библиотековедение включает в себя многие теоретические положения, принципы и приёмы педагогики. В результате получается ощутимая педагогическая окрашенность. Основой в библиотековедении послужило то, что само библиотечное обслуживание есть не что иное, как педагогический процесс [1, с.82].
Основой теории библиотечного обслуживания служит педагогический принцип индивидуального подхода к читателю при удовлетворении потребностей его в информации. Принцип дифференциации в этом отношении играет большую роль идея непрерывного образования и самообразования, воспитания и самовоспитания является - педагогической. Она является одной из составляющих концепций библиотековедения. Педагогические разделы библиотековедения, посвящённые библиотечному обслуживанию детей и подростков, пропитаны педагогическими идеями.
Важнейшим результатом творческой работы библиотековедения и педагогики является то, что в структуре библиотековедения выделяется библиотечная педагогика - самостоятельный подраздел, изучающий основы библиотечно-библиографической работы и информационной работы с читателями. Этот раздел представляет собой сочетание педагогического и библиотековедческого знания. Педагогика использует в своих целях данные, получаемые библиотековедением - это касается внеклассного чтения, привития высокой культуры чтения, любви и уважения к чтению. Библиотеки используются как главный пропагандист чтения, фактор обучения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В будущем обществе чтение и «человек читающий», безусловно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России также необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством [2,с.252].
В связи с этим возникает необходимость целостной концепции библиотечной педагогики, которая будет способствовать реализации образовательной, педагогической функции библиотек. Между тем, на данном этапе развития библиотековедения эта концепция разработана недостаточно полно.
Библиотечная педагогика, как определяет ее современный терминологический словарь библиотечного дела – это дисциплина, изучающая педагогические основы библиотечной работы, проблемы теории чтения, воспитания его культуры, а также взаимоотношений библиотекаря и читателя. Данный термин признан ведущими учеными в этой области К.И.Абрамовым, А.Н.Ванеевым, Н.С.Карташовым, О.С.Чубарьяном и др.
Возникновение библиотечной педагогики положило начало развитию важнейшей мысли о том, что любая библиотека обладает педагогической функцией, а стало быть, любую библиотеку нужно рассматривать как педагогическую систему. Педагогическая сущность библиотеки в наибольшей степени проявляется в образовательно - воспитательной и развивающей функциях. Основной целью библиотечной педагогики является свободное развитие личности, а не определение содержания и системы чтения абонента.
В чтении детей, подростков и молодежи сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих чтение и защищающих права читателей на доступ к книге и информации. Концепция взаимодействия библиотековедения и педагогики становится на позиции общечеловеческих ценностей. Они взаимодействуют, вбирая в себя возможность, не только объяснять стороны процессов взаимодействия, но и управлять ими. Каждый из них актуален и приоритетен в той или иной научной проблеме.
Профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря и библиотеки — это сложнейшая многокомпонентная система. Она выполняет такие важнейшие виды деятельности специалистов, как образовательно - воспитательную, информационно-просветительную, коммуникативную, организаторскую, социально-педагогическую, психотерапевтическую, духовно-творческую, исследовательскую и др.
 
Список литературы:
1. Карташов Н. С., В. В. Скворцов общее библиотековедение. – М: Издательство Московского государственного университета культуры 1996. Ч:1. - 82 с.
2. Карташов Н. С., В. В. Скворцов общее библиотековедение. – М:Издательство Московского государственного университета культуры 2000: Ч: 2. – 252с.
3. Библиотечная педагогика и психология в деятельности сельского библиотекаря. Стефановская Н.А. tambovlib@gmail.com.
Категория: Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащейся молодежи | Добавил: uvr
Просмотров: 3058 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • СВФУ им.М.К.Аммосова